Главная
История
Создание
Жанры
Фестивали
Словарь
Об авторе

Кинословарь

а..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я

    Жест

(франц. geste от лат. gestas - телодвижение, деяние) - важный элемент в актерском искусстве, одно из средств создания художественного образа. В начале развития кинематографа считалось, что экран требует широкого, размашистого жеста, способного компенсировать отсутствие звучащего слова. Потом стало ясно, что актерский жест на экране должен соответствовать логике поведения персонажа, индивидуальности его характера, особенностям социального типа. Киноактер может выразить сложные душевные состояния с помощью самого скупого жеста. Жест в актерской игре тесно связан с мимикой и словом.

    Закадровый голос

- одно из средств раскрытия, дополнения содержания кадра, сцены. При творческом использовании этого жлемента в игровых фильмах достигается большая художественная выразительность.
    Закадровый голос может быть голосом автора. Иногда этот элемент используется в контрасте с происходящим на экране, это может придать фильму не только драматическую, но и комическую или ироническую интонацию. Закадровый голос излишен в тех случаях, когда он поясняет то, что передает само экранное изображение.

    Затемнение

- плавный монтажный переход от кадра к кадру, воспринимаемый зрителем, как условный промежуток времени между двумя смежными сценами.

    Звукооператор

- один из основных творческих работников съемочной группы, осуществляющий звуковое оформление кинокартины в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссера постановщика. В процессе работы над фильмом звукооператор записывает диалог, шумы, музыку. Звукозапись синхронизируется с изображением, возникает новое художественное качество - звукозрительный образ. При этом важно, чтобы звук не просто комментировал или иллюстрировал изображение, но являлся необходимым и органическим элементом звукозрительного образа, для чего широко используются контрасты и звуковые ассоциации.

    Золотое сечение

- соотношение частей предмета или произведения, считающееся совершенным. При делении объекта на две неравные части золотое сечение возникает в том случае, если меньшая часть относится к большей, как большая ко всему объекту.
    В кинопроизведении, как правило, происходит скачок в развитии темы, настроения, сюжетной линии. Принято считать, что если момент такого скачка близок к точке золотого сечения, то он будет восприниматься как наиболее естественный и закономерный. Во многих случаях употребление критиками, киноведами, журналистами, пишущими о кино, выражения "золотое сечение" не предусматривает строгого арифметического его смысла, а употребляется как метафора, имеющая отношение к пониманию гармонического, прекрасного, художественно завершенного в киноискусстве.

    Игровой фильм

- кинопроизведение, в котором одним из главных средств воплощения идейно-художественного замысла кинодраматурга и режиссера является актерская игра. Такие картины часто называют художественными, но и многим другим видам кинематографии также присуща художественность. За свою историю игровой фильм прошел большой путь развития - от отдельных сценок, большей частью заимствованных у цирка, театральной феерии, мюзик-холла, до нынешнего разнообразия жанров, от немых кадров до сегодняшней свободы в использовании пространства и времени, звука, цвета, ракурсов и т.д. Постепенно кинематографисты все большее значение уделяли созданию зарактера персонажа профессиональным актером, становившимся соавтором сценариста и режиссера. Элементы игрового кино используются иногда при создании научно-популярных, реже - документальных, мультипликационных лент. В игровые фильмы, в свою очередь, зачастую вводится хроника, мультипликация.

    Идеал эстетический

- живое, наглядное, захватывающее наши чувства представление о должном, совершенном, желаемом, которое служит мерой оценки окружающей нас действительности. Проблема эстетического идеала всегда находила свое отражение в науке об искусстве. В воображении каждого существует тот или иной идеал жизни, о котором мечтаем, или человека, достойного подражания. В кино художник имеет возможность наглядно показать миллионам людей жизнь как он ее видит, оченить ее с позиций своего представления о том, какой она должна быть, показать свое согласие или несогласие с различными тенденциями ее развития.

    Интерьер

(франц. interieur - внутренний) - внутреннее пространство здания. Интерьер образуют архитектурные элементы, декоративная отделка и обстановка. Различное их сочетание придает каждому интерьеру своеобразный характер. В современном кинематографе любой интерьер может быть воссоздан художником постановщиком фильма в виде декорации в павильоне студии или на натуре или при помощи компьютерной графики. Съемка тех или иных интерьеров может производиться и в подлинных зданиях, если их облик соответствует замыслу постановщика фильма. Игровое кино предполагает типизацию, образность в создании интерьера.

Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009
счетчик посещаемости